Профилизация детского дома
Создание информационно-технологического направления.
Развитие информационно-технологического направления в деятельности детского дома возникло не случайно, не на пустом месте. Нашим ребятам одним из крупных бизнесменов г. Москвы были подарены 5 компьютеров. Ребята с удовольствием приступили к изучению компьютера.
Понимая перспективность этого направления, администрация стала развивать его: появился педагог дополнительного образования Бельцова С.Ф., эмпирическим путем была разработана программа обучения.
А в 2005 году в детском доме появилась специализированная компьютерная студия. В 2010 году программа «Подросток в компьютерном мире» была лицензирована.
Согласно приказу Департамента образования Ярославской области с 1 января 2013 года детский дом «Солнечный» является профилированным учреждением интернатного типа. В детском доме ведется работа по развитию информационно-технологического направления. В учреждении созданы Медиацентр (Интернет-библиотека), которая включать в себя библиотеку в ее привычном виде, медиатеку, а также современную компьютерную и медиатехнику.
Актуальность
Цифровая среда интуитивно понятна для современных детей. Многие эксперты называют исторический период, в котором мы живем, сетевым столетием, это эпоха информационных технологий, социальных и интеллектуальных сетей. Внедрение новых технологий может превратить образование и самообразование наших воспитанников в социальный лифт, а не в социальный колодец.
В детском доме работает IT-Изостудия. По своей сути, это информационно-творческая мастерская. Дети имеют возможность пользоваться современными информационными технологиями. Оснащенность IT-Изостудии позволяет проводить как, коллективные занятия, так и индивидуальные.
Главный редактор издательства «Просвещение» Виктор Дронов говорит о том, что самый эффективный способ образования – смешанное обучение, когда в очень тесной взаимосвязи используется одновременно контент бумажного и электронного формата. С более широким использованием электронного контента связаны и современные мировые тенденции, которые ориентированы на большое количество ресурсов, размещенных в интернете.
Понятие профилизации
В детский дом поступают дети со склонностью к изучению компьютера, с мотивацией, начальными умениями. Каждый воспитанник должен быть адаптирован, а затем включаться в деятельность в рамках информационно-технологической направленности учреждения. В эту деятельность включаются 100 % воспитанников. у каждого – свой индивидуальный маршрут развития по этому направлению в соответствии с умственными способностями, физиологическими особенностями, состоянием здоровья. Задача коллектива на этапе адаптации ребенка в детском доме – формирование устойчиво высокой мотивации к изучению компьютера и овладению базовым уровнем офисных знаний.
Уровни, программы:
1. Начальный – Word, Excel, Power Point на начальном уровне.
2. Средний – те же программы более углубленно.
3. Высокий (продвинутый) – создание документальных видеороликов, социальной, патриотической и воспитательной направленности.
Каждый конкретный воспитанник может к выпуску пройти все три уровня программы, а кто-то ограничится двумя или даже одним (это также зависит от умственных способностей, уровня мотивации, физиологических особенностей), но, в любом случае, полученные знания будут способствовать дальнейшей успешной интеграции воспитанника в современное общество, будут являться хорошей базой для получения дальнейшего профессионального или высшего образования, а также помогут в трудоустройстве. По выпуску из учреждения воспитанники будут проходить итоговые испытания в виде теста и практических заданий. При положительной оценке итоговых испытаний будет выдаваться свидетельство.
Партнерами детского дома в развитии IT – направления являются:
Департамент образования ЯО;
Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании ЯО и его директор Васильева Ирина Евгеньевна.
Также детский дом сотрудничает с ведущими ВУЗами области – ЯРГУ, ЯГПУ, МУБиНТ.
Инновационная деятельность:
1. Работа по реализации проекта «Маленькая мама».
2. Работа в среде программирования по созданию компьютерных игр.
3. «Уроки успеха» – инновационный проект «Выпускники «Школы молодого политика» – выпускникам детских домов».
Цели и задачи проекта:
- формирование активной жизненной позиции воспитанников и выпускников детских домов через организацию образовательного досуга (воспитание гражданской идентичности).
- формирование активной жизненной позиции;
- приобретение навыков эффективного стиля общения;
- развитие социальных компетенций детей.
4. Инновационный проект «Основы кинематографии и телевизионной журналистики».
Цели и задачи проекта:
Обучить
- основам операторского дела и монтажа;
- актёрскому мастерству;
- алгоритмам написания сценария и создания телесюжета;
Сформировать
- навыки телевизионного корреспондента;
- навыки владения профессиональной видеокамерой и специализированными программами;
Развить
- коммуникативные навыки и навыки ориентирования в современной информационной и культурной среде.
5. Инновационный проект «IT – от внуков -бабушкам» – связь поколений.
Цели и задачи проекта:
- воспитание общечеловеческого гуманного и уважительного отношения к старшему поколению, у воспитанников детского дома.
- повышение уровня компьютерной грамотности проживающих в Ярославском геронтологическом центре.
- приобретение воспитанниками детского дома дополнительных компетенций и навыков для дальнейшего профессионального определения;
- содействие реализации мероприятий по реабилитации и социализации проживающих в Ярославском геронтологическом центре;
- снижения психологического барьера перед использованием технических устройств у пожилых людей;
- реализация возможности неформального общения со старшим поколением.